Краны-манипуляторы выполняют погрузочно-разгрузочные работы любой сложности, обеспечивают перемещение грузов при выполнении строительных работ, а также на промышленных предприятиях. Такая техника объединяет в себе функции грузового транспорта и автокрана.

 

Транспорт из этой категории называется КМУ  (крано-манипуляторная установка, кран манипулятор, манипулятор – все это синонимы). Стандартными считаются модели с крюком, но также существуют варианты со спецзахватами или с грейферами.

 

Крано-подъемная установка монтируется на колесное шасси. Ее грузоподъемность может варьироваться в пределах 2-40 тонн в зависимости от модели. Устройство захвата может закрепляться непосредственно над кабиной водителя или за кузовом. Также в конструкции предусматриваются опорная рама и система управления.

 

Где применяются

 

Спецтехника этого вида позволяет существенно упростить погрузочно-разгрузочные работы на открытой местности, на складе и даже в ограниченном пространстве. Также ее использование увеличивает скорость транспортировки грузов: одна единица техники и один оператор-водитель нужны и для погрузки, и для перевозки с последующей выгрузкой.

 

Машины такого типа позволяют механизировать все виды погрузочно-разгрузочных работ, в том числе с негабаритными или штучными грузами, с паллетами, контейнерами, металлоконструкциями и даже легковыми авто.

 

Дополнительно любую модель можно укомплектовать сменным оборудованием – различными захватами, предназначенными для штучных, сыпучих, рулонных грузов и так далее.

 

Область использования кранов-манипуляторов зависит от технических характеристик – грузоподъемности, высоты подъема и опускания, вылета стрелы, грузового момента, радиуса поворота.

 

Классификация КМУ

 

Краны-манипуляторы выпускаются легкого, среднего и тяжелого класса, то есть грузоподъемностью от 1, в пределах 1-10 и свыше 10 тонн соответственно.

 

Также модели различают по типу складывания стрелкового оборудования.  Z-образная или коленчатая стрела в процессе перевозки груза располагается поперек базовой машинной рамы. Такое оборудование небольшого размера, что позволяет полностью задействовать объем кузова.

 

L-образное стреловое оборудование (с прямой телескопической стрелой) в сложенном состоянии располагается над кузовом, то есть вдоль рамы. В этом случае вес манипулятора распределяется между двумя осями, что исключает перегруз, а также сохраняется увеличенная производительность при вылете стрелы даже в пределах 6-8 метров. Кроме того, работы по погрузке выполняются с более высокой точностью, поскольку груз может перемещаться по прямой траектории без отклонений.

 

Также различают гидравлические и тросовые краны-манипуляторы. В гидравлических крюк расположен непосредственно на секции, то есть жестко закреплен со стрелой, благодаря чему закрепленный груз практически не раскачивается. Тросовые краны-манипуляторы могут работать ниже уровня земли (для трубопроводов, колодцев, в карьерах). Такие модели считаются классическими. Наличие грузовой лебедки обеспечивает точное позиционирование груза и плавность работы.