Общеизвестно, что надежная работа экскаватора является залогом успешного осуществления любого строительного проекта. Своевременное и правильное проведение технического обслуживания помогает продлить срок эксплуатации экскаватора.

Сигналом к проведению сезонного ТО служит понижение температуры окружающего воздуха. При установившейся температуре ниже плюс 5°С машины готовят к осенне-зимнему периоду эксплуатации. На заводе-производителе такая подготовительная работа начинается в ноябре.

Подготовка экскаватора к сезонному обслуживанию несомненно заключается в проведении технического обслуживания машины, которое включает несколько этапов:

1.    Замена топлива на соответствующее сезону
2.    Замена моторного масла
3.    Замена гидравлического масла
4.    Замена фильтров
5.    Проверка и очистка кондиционера

При подготовке и работе в холодное время года необходимо использовать соответствующее дизельное топливо. Используемое топливо должно удовлетворять требованиям ГОСТов и стандартам, рекомендуемым заводом-производителем.

Замена моторного масла – главное условие нормального запуска и работы двигателя. Производитель рекомендует использовать моторное масло, соответствующее сезону и определенного сорта. Применяемое масло не должно содержать примесей асфальтов и механических частиц, воды, кислот и щелочей, и с уровнем эксплуатационных свойств не ниже API CI-4. Зачастую операторы используют всесезонное масло, в таких случаях замена не требуется, что сокращает финансовые затраты и время на проведение подготовки экскаватора к предстоящему сезону. 

Для системы охлаждения двигателя обычно используют всесезонную охлаждающую жидкость, которая  способна обеспечить  работу при  температуре -40°С, о чем должно быть указано на маркировке.  При работе в экстремально-холодных условиях необходимо использовать  жидкость с температурой замерзания -65°С. 

Техническое обслуживание экскаватора предусматривает сезонную замену гидрожидкости для обеспечения нормальной работы гидросистемы. Для безотказной работы гидроприводов экскаваторов производится полная замена рабочей жидкости в гидросистеме на соответствующие сезону виды. Эксплуатация экскаваторов с рабочей жидкостью с уровнем вязкости не соответствующим сезону, ведет к поломкам гидрооборудования, выходу из строя резиновых уплотнений и рукавов высокого давления. Это приводит к затратам на замену вышедших из строя комплектующих. Рабочая жидкость должна быть совместима с материалами, из которых изготовлены детали гидравлических узлов и механизмов. Все рабочие жидкости должны соответствовать маркам, рекомендованным заводом-производителем и указанным в руководствах по эксплуатации экскаваторов.

Отрицательно влияют на работу гидропривода газ и воздух, содержащиеся в жидкости либо в растворенном виде, либо в виде механической смеси. При большом содержании воздуха в масле может происходить пенообразование. Содержание в масле даже небольшого количества воды (около 1%) ускоряет образование пены.

Для предохранения от загрязнения рабочая жидкость должна доставляться к месту эксплуатации без перелива из одной тары в другую. Рекомендуется использовать механизированные системы заправки с подачей до 100 л/мин. 

При замене объем рабочих жидкостей напрямую зависит от объемов заправочных емкостей конкретной модели экскаватора, указанных в руководстве по эксплуатации. Например, для определенной модели экскаватора понадобится: дизельное топливо – 350 л., гидравлическая жидкость – 290 л. Замена охлаждающей жидкости проводится раз в три года при проведении очередного технического обслуживания, за исключением случаев, когда экскаватор переводится в работу в экстремально-холодные условия. В этом случае следует залить охлаждающую жидкость с температурой замерзания -65°С.

Конечно, не следует оставлять без внимания и рабочее место оператора. Необходимо проверять работу климатической системы кабины при переходе на осенне-зимний сезон.

Кабины всех экскаваторов оборудованы климатической системой с кондиционером и отопителем. Имеется система распределения воздушных потоков, которая позволяет подавать воздух на стекла для исключения их обмерзания и запотевания, в нижнюю часть кабины, а также в любое необходимое направление для создания комфортного микроклимата внутри кабины. Система рециркуляции воздуха обеспечивает ускоренный прогрев или охлаждение кабины оператора. Работоспособность экскаватора сохраняется при температуре окружающего воздуха от +40 до -40°С при этом в кабине можно установить любой температурный режим для комфортной работы в зависимости от индивидуальных особенностей оператора.

Для эффективной и надежной работы климатической системы необходимо провести очистку всех узлов сжатым воздухом и дозаправить, при необходимости.

Кабина имеет герметичные уплотнения и оборудована высококачественной теплоизоляцией.

Все резинотехнические изделия, применяемые в экскаваторе, рассчитаны на эксплуатацию при температуре окружающего воздуха от +40 до -40°С.

Экскаватор, прошедший сезонное техническое обслуживание, должен отвечать следующим требованиям:

-       механизмы отрегулированы и смазаны;

-       все подвижные части, механизмы и сборочные единицы работают плавно, без заеданий, рывков и стуков;

-       нагрев рабочей жидкости при работе не превышает 75°С;

-       приборы освещения исправны и отрегулированы; в соединениях трубопроводов отсутствуют течи.

Периодичность технических обслуживаний и ремонтов принята в мото-часах работы двигателя. Первые 100 ч в эксплуатационных условиях экскаватор должен работать под наблюдением механика. Учет наработки рекомендуется фиксировать – так проще спланировать необходимое обслуживание.

Техническое обслуживание экскаватора в том числе и сезонное, должно проводиться только персоналом официального дилерского сервисного центра либо специалистами с квалификацией, официально подтвержденной заводом-изготовителем экскаваторов.