Сезонное ТО экскаваторов серий ТХ и WX
Сезонное ТО экскаваторов серий ТХ и WX

Общеизвестно, что надежная работа экскаватора является залогом успешного выполнения любого строительного проекта. Своевременное и правильное проведение технического обслуживания помогает продлить срок эксплуатации машины.

При эксплуатации землеройной и любой другой строительной и дорожной техники важным фактором является строгое соблюдение правил сезонного технического обслуживания.

Одним из критериев проведения сезонного обслуживания служит температура окружающего воздуха. При установившейся температуре воздуха ниже +5 °С машины готовят к осенне-зимнему периоду эксплуатации, а при установившейся температуре выше +5 °С – к весенне-летнему. В условиях средней полосы завод-изготовитель «Тверской экскаватор» рекомендует готовить машины к осенне-зимнему и весенне-летнему периоду в ноябре и апреле соответственно.

Подготовка экскаватора к сезонному обслуживанию заключается в проведении технического обслуживания, которое включает в себя несколько этапов:
– замена топлива на соответствующее сезону;
– замена сезонного моторного масла;
– замена сезонного гидравлического масла;
– замена фильтров;
– проверка и очистка кондиционера.

При подготовке к работе в определенный сезон в экскаваторе необходимо использовать только дизельное топливо, соответствующее сезону. Используемое топливо должно соответствовать требованиям ГОСТов и стандартов, принятых заводом-производителем.

Замена моторного масла – это одно из основополагающих условий нормального запуска
двигателя. Двигатель необходимо заправить моторным маслом сорта, соответствующего сезону.
Применяемое масло не должно содержать примесей асфальтов и механических частиц, воды, кислот и щелочей, уровень эксплуатационных свойств должен быть не ниже API CI-4. Нередко потребители используют всесезонное моторное масло, и в таких случаях замена масла не
требуется, что сокращает финансовые затраты и время на проведение подготовки экскаватора к
предстоящему сезону.

Для сокращения времени ежедневного обслуживания на экскаваторах «РМ-Терекс» применяется система централизованной смазки, которая в автоматическом режиме смазывает
все шарниры рабочего оборудования, опорно-поворотные устройства и не требует дополнительного вмешательства обслуживающего персонала. Насосы систем оснащены блоками управления с возможностью регулировки времени работы и паузы.

Система охлаждения двигателя не требует замены охлаждающей жидкости только при условии, что она заправлена всесезонной охлаждающей жидкостью с температурой замерзания –40 °С и температурой закипания не ниже 110 °С. При работе в экстремально-холодных условиях возможно использование жидкости с температурой замерзания –65 °С.

Для обеспечения нормальной работы гидравлической системы экскаватора сезонное техническое обслуживание предусматривает полную замену гидрожидкости на сорт, соответствующий сезону. Эксплуатация экскаватора с рабочей жидкостью с уровнем вязкости, не соответствующим сезону, ведет к поломкам гидрооборудования, выходу из строя резиновых уплотнений и рукавов высокого давления. Рабочая жидкость должна быть совместима с материалами, из которых изготовлены детали гидравлических узлов и механизмов. Все рабочие жидкости должны соответствовать маркам, рекомендованным заводом-изготовителем и указанным в руководстве по эксплуатации экскаватора.

Отрицательно влияют на работу гидропривода газ и воздух, содержащиеся в жидкости либо в растворенном виде, либо в виде механической смеси. При большом содержании воздуха в масле может происходить пенообразование. Содержание в масле даже небольшого количества воды (около 1%) ускоряет образование пены.

Для предохранения от загрязнения рабочая жидкость должна доставляться к месту эксплуатации без перелива из одной тары в другую. Рекомендуется использовать механизированные системы заправки с подачей до 100 л/мин.

При замене рабочей жидкости требуемый объем зависит от объема заправочной емкости конкретной модели экскаватора серий ТХ и WX, что указано в руководстве по эксплуатации. Например, для экскаватора ТХ 220 понадобится: дизельного топлива 350 л, гидравлической жидкости 290 л.

Замена охлаждающей жидкости проводится раз в три года при проведении очередного технического обслуживания, за исключением случаев, когда экскаватор переводится на работу в экстремально холодные условия. Тогда следует залить охлаждающую жидкость с температурой замерзания –65 °С.

Конечно, не следует оставлять без внимания и условия работы оператора. Необходимо проверять работу климатической системы кабины при переходе на весенне-летний или осенне-зимний сезоны. Кабины всех экскаваторов серий ТХ и WX оборудованы климатической системой с кондиционером и отопителем. В кабине имеется система распределения воздушных потоков, которая позволяет подавать воздух на стекла для предотвращения их обмерзания и запотевания, а также в других направлениях для создания комфортного климата внутри кабины. Система рециркуляции воздуха обеспечивает ускоренный прогрев или охлаждение кабины. Работоспособность экскаватора сохраняется при температуре окружающего воздуха от +40 до –40 °С, при этом в кабине можно установить любой температурный режим для комфортной работы в зависимости от индивидуальных потребностей оператора.

Для эффективной и надежной работы климатической системы в любой сезон необходимо провести очистку всех узлов сжатым воздухом и дозаправить при необходимости систему хладагентом.

Кабина имеет герметичные уплотнения и оборудована высококачественной теплоизоляцией. Все резинотехнические изделия, применяемые в экскаваторе, рассчитаны на эксплуатацию при температуре окружающего воздуха от +40 до –40 °С.

Экскаватор, прошедший сезонное техническое обслуживание, должен отвечать следующим требованиям:
– механизмы отрегулированы и смазаны;
– все подвижные части, механизмы и сборочные единицы работают плавно,
без заеданий, рывков и стуков;
– нагрев рабочей жидкости при работе не превышает +75 °С;
– приборы освещения исправны и отрегулированы;
– в соединениях трубопроводов отсутствует течь.

Периодичность технического обслуживания и ремонта принята в моточасах работы двигателя, установленного на экскаваторе. Первые 100 ч в эксплуатационных условиях экскаватор должен работать под особым наблюдением механика. Учет наработки рекомендуется фиксировать в журнале – так проще спланировать необходимое обслуживание.

Техническое обслуживание экскаватора, в том числе и сезонное, должно проводиться только персоналом официального дилерского сервисного центра либо специалистами с квалификацией, официально подтвержденной заводом – изготовителем экскаватора.
Главное правило: проведя ежесменное ТО, убедившись, что экскаватор в исправном состоянии, можно начинать его эксплуатацию. Собственно, безукоризненное следование этим
простым и разумным правилам отличает профессионального экскаваторщика. Соблюдая правила эксплуатации и технического обслуживания, потребитель продлевает срок службы
своей техники на многие годы.